Автопортрет с Деборой, сестрой и первой моделью, 1940. Photograph: © 2023 Saul Leiter Foundation

В течение 60 лет американец тихо фотографировал маленькие, яркие моменты жизни на улицах Нью-Йорка. Он был также заметным художником. Самая большая выставка его работ в Великобритании чествует этого замечательного, скромного художника.


Однажды вечером в 1946 году, Сол Лейтер (Saul Leiter) сел на поезд из своего родного Питтсбурга в Нью-Йорк. Двадцати двух лет, он оставил позади семью, друзей, как и жизнь, списанную с отца, который был уважаемым ортодоксальным рабби и ждал, что сын последует его путём. «Я отвернулся от всего, во что он верил, о чём он заботился», – скажет Лейтер позже, и это решение было причиной трещины между ними, которая не заросла никогда.

Этот юношеский акт самоопределения привёл к длительному отчуждению от семьи, хотя мать и продолжала тайно поддерживать с ним связь. Это также стало началом его одинокого творческого путешествия, кульминация которого наступила примерно через 60 лет с его запоздалой канонизацией в качестве одного из самых талантливых и таинственных фотографов второй половины 20 столетия.

Без названия и даты. Photograph: © Saul Leiter Foundation

«Сол потерял всё, когда переехал в Нью-Йорк», – говорит Энн Морин, куратор экспозиции «Сол Лейтер: Незавершенный мир» (Saul Leiter: An Unfinished World), большой ретроспективы его работ, открывшейся в MK Gallery в Милтон-Кинс. «Но, хотя он и отказался от своего воспитания, оно сформировало его как художника. С того момента, как он оставил Питтсбург, он не принадлежал ни к какому сообществу – ни к художественному, ни к какому-то ещё. Он жил в Нью-Йорке, подобно монаху, и вел почти тайную творческую жизнь, совершенно не заинтересованный в славе или даже признании.

В недавно опубликованной книге, «Сол Лейтер: Столетняя ретроспектива» (Saul Leiter: The Centennial Retrospective), Лейтер подводит итог своему мировоззрению в течение долгих лет безвестности. «Я не был амбициозным, или целеустремлённым», – говорит он, фактически. «Я не восхищался таким успехом, которого добивались некоторые люди. Мне повезло воплотить своё желание остаться неизвестным».

Ана, 1950-е. Photograph: © Saul Leiter Foundation

Подобно Вивиан Майер, няне, чей скрытый архив был обнаружен через несколько лет после её смерти в 2009 году, Лейтер снимал на улицах Манхэттена. Но она бродила повсюду, а он оставался поблизости от дома, никогда не отходя дальше, чем за несколько кварталов от своей квартиры на 10-й Восточной улице.

В отличие от безумного, светящегося неоном города Уильяма Кляйна (William Klein), или современного мегаполиса небоскрёбов Бернис Эббот (Berenice Abbott), Нью-Йорк Сола Лейтера – это наблюдаемый вблизи, изнутри город жеста и детали: яркий, иномирный и странно прозрачный. Улицы и здания купаются в мягком свете и тёплых цветах, его использование размытости и теней делает фотографии абстрактными, подобными снам. Люди частично отражены в проезжающих автомобилях, или сфотографированы через вертикальный просвет между зданиями либо рекламными щитами. Увиденные через испачканные или запотевшие окна, они часто похожи на спектральные силуэты. Он снимал город и его жителей во все времена года, на фоне ярко раскрашенных витрин, или окутанными снегом или частично скрытыми дождем промозглой нью-йоркской зимой.

«Тянуть», 1960. Photograph: © Saul Leiter Foundation

«Как фотограф, он никогда не соблазнялся идеей Нью-Йорка, как таинственного города, который никогда не останавливается», – говорит Морин. «Он всегда был настроен скорее на малое, чем на большое, скорее на тишину, чем на шум. Для него, город отражался в маленьких деталях повседневной жизни, но он также хотел каким-то образом заглянуть сквозь оболочку его поверхностной реальности, чтобы увидеть что-то еще, что-то эфемерное, но полное смысла».

Тайное творческое странствие Лейтера началось в 1938, в возрасте 15 лет, когда он стал заниматься живописью в свободное от учёбы время. На следующий год, мать подарила ему камеру Detrola, что зажгло в нём интерес к фотографии, в связи с которым он наиболее известен сегодня, но заниматься живописью он продолжал всю жизнь. Его огромный архив включает более 4000 абстракций и геометрических пейзажей, в основном акварелей. В галерее в Милтон-Кинс, на выставке представлен весь диапазон его работ: чёрно-белая и цветная фотография, рекламные снимки, томно-эротические портреты его многолетней партнёрши, Сомс Бантри, бывшей модели, и её красивых подруг, также как его живописные работы и раскрашенные фотографии.

Без названия и даты, гуашь и акварель по бумаге, одна из тысяч картин, написанных Ляйтером. Photograph: © 2023 Saul Leiter Foundation

«Я намеренно смешивала всё, а не пыталась раскладывать работы по категориям», – говорит Морен. «Лейтер не имел стремления создать некий шедевр. Вместо этого он делал все эти фрагменты, которые постепенно, собираясь вместе, формировали его огромную территорию, – его незавершенный мир».

Появившись молодым парнем в Нью-Йорке, Лейтер спал на скамейках в парке, прежде чем нашел дешевое жильё на Перри Стрит в Гринвич Виллидж. Он подружился с художником, абстрактным экспрессионистом Ричардом Пузетт-Дартом (Richard Pousette-Dart), оказавшим на него влияние, вместе с фотографом Юджином Смитом (Eugene Smith). К этому времени, отвращение Лейтера к успеху уже было очевидным: в 1950-х, он отклонил предложение о выставке от значительного арт-дилера Бетти Парсонс (Betty Parsons), о чьем покровительстве мечтали другие многообещающие художники. Позже он любил рассказывать историю о том, как художник Франц Клайн упрекал его за маленький размер картин. Клайн сказал ему: «Если бы ты работал только по-крупному, ты был бы одним из важных парней».

Неопубликованная фотография для Harper’s Bazaar, 1961. Photograph: © 2023 Saul Leiter Foundation

Темперамент Лейтера был таким, что он совершенно не собирался становиться одним из «парней», но в конце 1850-х он неохотно стал рекламным фотографом, чтобы выжить и финансировать работу, которую делал для себя. Фотографии, которые он создавал для Harper’s Bazaar и позднее для британских журналов, таких как Nova и Man About Town, завораживают своим тихим бунтарством, но часто кажутся сдержанными и менее атмосферными, чем его личные работы. Исключением является яркий снимок, сделанный для Nova, на котором Бантри (Bantry) позирует ему на городском пустыре рядом с маленьким мальчиком, оба внимательно читают комиксы на фоне заброшенных домов. Это намеренно негламурный и мрачный снимок, являющийся прообразом повседневного, сдержанного подхода, свойственного для нового поколения молодых, «резких» фотографов, которые повзрослели в 1980-х.

«Родственная душа» Лейтера, художница и модель Сомс Бэнтри позирует с маленьким мальчиком для снимка, опубликованного в октябрьском 1966 года выпуске Nova Photograph. Photograph: © Saul Leiter Foundation

В такой же, как и он сам, таинственной Бантри, Лейтер нашел родную душу – кого-то, кто разделял его отсутствие стремления к славе, и при этом жадность к творчеству. Когда они встретились в 1958 году, когда она только появилась в Нью-Йорке в поисках работы модели. Большую часть времени они жили в одном и том же здании, но в разных апартаментах, и стены его мастерской были покрыты её масляной живописью с изображениями цветов и людей. «Они были две независимых души, у которых не было желания приспосабливаться», – говорит Морин. «Они хотели быть свободными в творчестве и жить по своим правилам. И преуспели в этом». Когда Бантри умерла в 2002 году, они жили вместе в её квартире, где Лейтер остался, окруженный её работами, до своей смерти в 2013 году в возрасте 89 лет.

Именно на улицах, окружающих здание, где они жили, он сделал свои цветные фотографии, по которым его узнают теперь. Их запоздалое открытие бросает вызов признвнной истории цветной фотографии в Америке, так как стало ясно, что Лейтер начал экспериментировать с тональными возможностями цвета на два десятилетия раньше, чем Уильям Иглстон (William Eggleston) и Стивен Шор (Stephen Shore), чьи аналогичные работы в начале 1970-х вызвали такое сопротивление критиков и традиционалистов.

«Мне повезло воплотить своё желание остаться неизвестным» Лейтер в Сицилии, около 1960. Photograph: © 2023 Saul Leiter Foundation

На выставке в Милтон-Кинс, Морин решила дать равное представительство его чёрно-белым фотографиям, которые, по её словам, «почти исчезли в мифе о Соле Лейтере».

Этот миф также связан как с волевой природой его тайной творческой жизни, как и со спокойной смелостью его цветных фотографий. Хотя его работы время от времени появлялись на различных групповых выставках в 1960-х–70-х, Лейтер не имел персональных выставок до 1993 года, когда Howard Greenberg Gallery в Нью-Йорке показала некоторые его чёрно-белые фотографии.

Однако, только после того, как та же самая галерея, десятилетием позже сделала выставку «Сол Лейтер: Ранний цвет» (Saul Leiter: Early Color), его фотографии стали, на самом деле, привлекать внимание. Книга с тем же названием, его первая монография, была опубликована через год, когда фотографу было 82 года. Фотографический мир воспринял её, как откровение, будучи застигнут врасплох самим существованием автора. «Я был неизвестным и это было очень приятно и спокойно», – сказал он писателю Адаму Харрисону Леви (Adam Harrison Levy) в 2009 году. «Теперь я стал известен, и все хотят взять у меня интервью».

В эссе Леви к книге «Сол Лейтер: Столетняя ретроспектива», он видит связь между ортодоксальным иудейским воспитанием Лейтера, – он однажды описал его словами «призрак раввина», – и его тихим и пытливым подходом к фотографии.

«Острый момент» Следы, около 1950. Photograph: © Saul Leiter Foundation

«[Лейтер] сохранил последние остатки своего талмудического образования, где преподавали и поощряли исследование и интерпретацию текстов. Он абсорбировал этот способ исследования мира, но перенёс его на визуальную сторону: он видел улицы Нью-Йорка, и их обитателей, имея внутренний подход ученика-талмудиста. Улицы были его текстом».

При всём внимании, которое Лейтер получил в последнее десятилетие своей жизни, Лейтер остаётся загадкой, удивительно скромным художником, который шел в своем ритме и каждый день на протяжении почти 60 лет отправлялся на поиски того, что Морин называет «острым моментом», на одни и те же несколько улиц.

«Я стремился быть неважным», сказал он о своей трудовой жизни как фотографа возвышенного в повседневности. Но в этом, в конце концов, он не преуспел.

Saul Leiter: An Unfinished World идёт в MK Gallery, Милтон-Кейнс, с 17 февраля по 2 июня.

Saul Leiter: The Centennial Retrospective, написанная Маргит Эрб и Майклом Парильо, опубликована Thames & Hudson.

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича